Учитель русского языка и литературы лицея «АМТЭК» Людмила Жукова за годы работы подготовила шесть победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. В этом году двое ее учеников сдали ЕГЭ на 100 баллов, еще 30 получили более 90 баллов, из них шестеро — 98 баллов. Как подготовить ребенка к ЕГЭ, является ли экзамен адекватной оценкой знаний и стоит ли нанимать репетиторов, Людмила Жукова рассказала cherinfo.

Людмила Жукова

— Людмила Евгеньевна, вы помните, как начинался ЕГЭ?

— Помню свое первое участие в ЕГЭ. Был 2004 год, тогда такая форма экзамена была необязательной. Я уже работала в «АМТЭКе», и мы все, учителя и ученики, очень волновались. К ЕГЭ было протестное отношение. Прежде всего, боялись за объективность оценок. Сегодня ЕГЭ по русскому языку — это вполне адекватный экзамен, к которому можно подготовиться. Результаты достаточно объективны. ЕГЭ — это хороший вариант экзамена, который позволяет детям из провинции поступать в столичные вузы.

— Какие изменения в ЕГЭ произошли?

— В этом году экзамен по русскому языку претерпел изменения как в первой части (задания с выбором ответа), так и во второй части — сочинении. В сочинении теперь упор сделан на понимание прочитанного текста. Одну из проблем необходимо прокомментировать с опорой на исходный текст, приводя не менее двух примеров-иллюстраций, важных для понимания проблемы. Ушли два обязательных аргумента из читательского или жизненного опыта для подтверждения своего мнения. Но отношение к позиции автора все равно нужно обосновать. Соглашаясь или нет с авторской позицией, ученик может привести известный факт или пример из личного опыта, но может, как раньше, сослаться на литературный пример. Учителям и детям пришлось быстро перестраиваться. Но я до сих пор своих детей ориентирую на то, чтобы они приводили именно литературные примеры. Считаю, у ребенка нет достаточного опыта, чтобы опираться на факты из своей жизни. В сочинениях мы видим «замечательные» примеры: дети переводят бабушек через дорогу, и подобное. Достойно такие работы не выглядят. А усиление лингвистической части в сочинении совершенно оправдано, это заставляет внимательнее работать с текстом и учителя, и ученика. Недавно мой сын подавал резюме на одно из крупных предприятий (техническая специальность), ему прислали анкету, и первые 25 вопросов — это как раз работа с текстом, то, что мы делали на подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Понимание текста сейчас требуется везде. Без этого невозможно стать высококвалифицированным специалистом ни в одной области. Поэтому один час русского языка в неделю в старших классах — это просто оскорбительно, так нельзя. Если мы хотим вырастить полезных для общества граждан, заинтересованных в собственном развитии, интересующихся миром, мы должны серьёзнее относиться к изучению русского языка и его законов.

Понимание текста сейчас требуется везде. Без этого невозможно стать высококвалифицированным специалистом ни в одной области.

— У вас семь учеников-стобалльников. Возможно ли натаскать ребенка на результат?

— 100 баллов на ЕГЭ по русскому через натаскивание не получить никогда. 45 из 100 баллов по русскому — это сочинение. Если ребенок не обладает широким кругозором, не развит в разных направлениях, он никогда не напишет сочинение хорошо. Оно будет шаблонным, и его не оценят высоко. При подготовке к ЕГЭ все мои ученики сочинение пишут раз в неделю. В каждой работе я не только исправляю ошибки, но и пишу рекомендации, комментарии. Когда в параллели 95 учеников — это большой труд. Не могу сказать, сколько часов уходит на проверку, но в течение учебного года у меня не получается спать больше трех-четырех часов в сутки.

— Каким должен быть учитель, чтобы вырастить стобалльников?

— Самая важная сторона жизни любого учителя — самообразование. Я стараюсь каждое лето — спасибо «АМТЭКу» — ездить в летние школы учителей русского языка и литературы при Высшей школе экономики и МГУ. В этом году я выиграла участие в летней школе в музее Толстого в Ясной Поляне. Знакомлюсь с новинками литературы, особенно интересна современная детская и подростковая литература. Как только новинка выходит в свет, в том числе и зарубежная, я стараюсь ее прочитать. Хорошие детские книги, к сожалению, не стоят на полках книжных магазинов (точнее, редко). Ориентироваться рекомендую на короткие списки литературных премий, таких как Международная детская литературная премия имени Крапивина, интересоваться новинками издательств «Самокат», «Розовый жираф», «КомпасГид». Мои ученики и их родители хорошо разбираются в современной детской литературе. Список литературы на лето всегда ждут с нетерпением, требуют его уже в апреле. Сформировать любовь к чтению очень важно, как и интерес к слову. С пятого класса я стараюсь включать в уроки интересные факты, связанные с историй, этимологией слова. Обязательно использую новые ресурсы, которые предлагает Интернет. Так, используя крупнейшее электронное собрание текстов «Национальный корпус русского языка», можно провести исследовательскую работу с ребятами за несколько минут прямо на уроке. Это невероятный источник для знакомства с богатством русского языка. Мне кажется, важным для учителя является возможность диалога с коллегами. Поэтому стараюсь выезжать на конференции, форумы, участвовать в конкурсах.

Людмила Жукова

— Вы требовательный учитель?

— Да, я очень строгая и требовательная учительница. Тот объем, который предлагается ребенку, обязателен к выполнению. Обратная связь, то есть выполнение учеником всех заданий, сама собой не появляется — это результат систематического труда, контроля со стороны учителя.

— С талантливыми детьми вы работаете больше?

— Учеников, которым интересен язык, слово, я вижу сразу и, конечно, стараюсь с ними работать дополнительно. Хотя я совершенно искренне верю, что нет бесталанных детей. Но чтобы раскрыть ребенка, нужно время, иногда очень много. Был такой случай в моей практике: пятиклассник делал в каждой работе до 50 ошибок. Я поначалу была в полной растерянности, руки опускались, не знала, что делать. Мы дошли до 11 класса, и ребенок очень достойно сдал экзамен по русскому языку. Этим я по-настоящему горжусь. Мальчик мечтает быть доктором, и я верю, что обязательно будет внимательным и достойным врачом. Я подарила ему книгу о работе хирурга Фёдора Углова, выбирала очень тщательно. Мне кажется, очень важно поддержать ребенка на разных этапах его школьной жизни, дать возможность проявить себя, развиться. Не устаю говорить своим детям, их родителям, коллегам, что в провинции оставаться в пространстве культуры намного сложнее, чем в Москве, Санкт-Петербурге. Для этого необходимо приложить максимум усилий всем: детям, родителям, учителям.

— Как вы относитесь к репетиторам, которых родители нанимают в надежде на лучший результат ЕГЭ?

— Надежда на хороший результат начинается с доверия к учителю. Со стороны родителя главное — разговаривать с ребенком, мотивировать его на высокий результат. Подготовка к ЕГЭ в нашей школе достаточная, чтобы обойтись без репетиторов. Есть факультативы для подготовки к ЕГЭ и олимпиадам. И каждый учитель хочет добиться результата, что тоже играет свою роль. А репетиторство возможно, ведь дети разные, учителя разные. Иногда у ребенка совсем не складываются отношения с предметом. Мне думается, что сдать ЕГЭ по иностранному языку, если это не профильная школа, без репетитора или дополнительной подготовки очень сложно. ЕГЭ по русскому языку — другое дело, здесь репетиторы вряд ли нужны. На собрании в начале учебного года я всегда говорю: «Уважаемые родители, не мешайте своими инициативами готовить ваших детей к ЕГЭ». В моем случае репетитор — это помеха. Во-первых, учитель формирует систему, отлаживает ее и четко понимает, как выстраивать работу, а опережающие действия репетитора иногда только мешают. Другое дело, когда ребенок сам хочет заниматься больше. Почему нет?

— В день экзамена вы волнуетесь?

— Волнение достигает пика. Обычно говорю детям, чтобы шли работать, а я буду волноваться. Часто в день экзамена чувствую жуткую головную боль. Потом дети делятся впечатлениями, сразу находят какие-то недочеты в своих работах. Ждем с трепетом результатов. Сначала их узнает школа, потом данные появляются в личных кабинетах детей. В этом году я была разочарована. Да, наверное, это здорово — два стобалльника, 30 человек — больше 90 баллов. Но это ведь очень обидно, когда не 100 баллов, а 98! Этот выпуск я вела с пятого класса. Считаю, что стобалльников меньше только по одной причине — из-за изменения формата ЕГЭ, о котором мы уже говорили.

Людмила Жукова

— Как вы оцениваете ЕГЭ по литературе?

— К этому экзамену много вопросов. Написать качественно пять сочинений за короткое время не просто тяжело, а невозможно! Кроме того, проверка сочинений субъективна даже при нынешних критериях. В этом году мы столкнулись с обсуждением работы одной моей ученицы. Девочка получила за аргументацию в одном из сочинений ноль баллов. Мы посмотрели работу после публикации результатов, и я была восхищена! Однозначно считаю, что за аргументацию нужно было ставить максимум. Девочка привела оригинальные примеры, стихотворения Осипа Мандельштама и Анны Ахматовой, которые не входят в школьную программу. Ученица очень начитанная, то, что она знает эти произведения, — уже плюс. По какой причине они не были учтены, мне непонятно. Считаю, что это блистательная работа. Мы не стали подавать на апелляцию. Надеюсь, что полученных баллов выпускнице будет достаточно, чтобы поступить в университет и получить филологическое образование.

— В обычной школе труднее добиться результата и вырастить стобалльников?

— Считается, что в «АМТЭКе» учатся особые дети. Да, у нас есть система отбора в пятый класс, но она несовершенна. Все наши ученики разные. Результаты у школы хорошие во многом потому, что учителя удивительные. Огромный кругозор, начитанность, профессионализм, преданность своему делу — вот портрет моих коллег. Мы очень поздно уходим из школы. Кроме уроков проводим олимпиадные занятия, в том числе в каникулы. Мне кажется, нашими учителями движет любовь к профессии и детям, а также здоровое честолюбие.

Написать качественно пять сочинений за короткое время не просто тяжело, а невозможно!

— Вас приглашают в другие школы?

— Да, я получала приглашения из учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Это школы, гимназии, лицеи, центры по работе с одаренными детьми. Там, безусловно, другая зарплата и другая оценка достижений учителя и его учеников. По личным причинам сегодня я не могу уехать. Я очень люблю детей, свою профессию, постоянно занимаюсь самообразованием и буду работать здесь. Одна из целей — чтобы дети получили отличный результат на ЕГЭ и поступили в престижные вузы.

— Людмила Евгеньевна, а как вы решили стать учителем?

— На выбор профессии повлияла мой учитель литературы Галина Александровна Третьякова. Я с удовольствием говорю об этом человеке. Она до сих пор со мной, мы созваниваемся, встречаемся, говорим о хороших книгах. Я поступила в наш пединститут, не уехала, потому что испугалась трудностей общежитской жизни. Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни встречались замечательные люди и педагоги. Институт я окончила с отличием в 1994 году и уже 25 лет работаю учителем. Начинала в родной 19-й школе, теперь учу в «АМТЭКе» детей своих первых выпускников.


Светлана Марущенко