Череповецкие студенты вернулись из Италии, где представили свой болид Nord Craft на международном конкурсе гоночных машин Formula Student. Автомобиль разработала, спроектировала, а затем и построила команда студентов ЧГУ. После возвращения руководитель проекта Александр Кузьминов рассказал cherinfo о соревнованиях и перспективах студенческой разработки.

Болид студентов ЧГУ

— Расскажите, как все прошло в Италии?

— Мы с первого раза прошли техническую инспекцию. Такого не было ни у одной российской команды, так что это уже достижение. Во время технической инспекции машина проходит тест на шум, на опрокидывание и на торможение. Во время теста на опрокидывание, к примеру, автомобиль помещают на платформу и поворачивают ее на 60 градусов с пилотом внутри. Автомобиль при этом не должен опрокидываться. Нашу машину в Италии только что не обнюхали. Под нее залезали, заставляли разбирать, сверлили раму, чтобы убедиться в толщине металла. На все элементы требовали сертификаты. В тесте на торможение все четыре колеса должны заблокироваться одновременно. Этой части мы боялись больше всего, потому что тормоза у нас были не очень проработаны. Но во время теста пошел дождь, так что фактически нам помог эффект аквапланирования.

— Как я понимаю, это только начало?

— Конкурс проводился в двух дисциплинах: статической и динамической. Статика включала в себя защиту стоимости машины, конструкции и бизнес-проекта. Formula Student — это проект для студентов, который учит их работать в реальном бизнесе, в данном случае на примере автомобиля. Можно сказать, что это игровая составляющая, поскольку продажи условные. Однако определение маркетингового плана, затрат на производство и продажу, поиск спонсоров — реальные. Бизнес-презентацию мы провели блестяще, а вот с защитой дизайна все получилось не так хорошо. В итоге мы попали в мировой рейтинг, а среди команд, боровшихся в Италии, оказались на 36-м месте.

— Это хороший результат? Сколько всего было команд?

— Около 100 в разных классах, но не все прошли даже техническую инспекцию. Коллеги из Белгорода, к примеру, три года шли к тому, чтобы пройти тесты технической инспекции. Причем с большим бюджетом, чем у нас. Мы же смогли обогнать команду Технического университета Тель-Авива. Израиль — развитая в технологическом плане страна, так что это особенно приятно. Причем наш бюджет был в десятки раз меньше, чем у них. У них одна форма стоит как весь наш бюджет.

Болид студентов ЧГУ

— Вы говорили про динамические испытания?

— Автокросс, разгонный тест, гонки на выносливость и на управляемость. Мы попали на самый сложный тест — на выносливость. Машина должна была пройти без поломок и сбоев 22 круга, пит-стоп после 11-го. Если на пит-стопе судьи увидят утечку жидкости или что-то еще, они выводят машину с теста. Из-за закипевшего двигателя мы прошли всего девять кругов, система охлаждения не выдержала нагрузки. Тем более, что наступила жара больше 40 градусов.

— Вы говорили, что заняли 36-е место. Это в мировом рейтинге?

— Нет, что вы! Только на этих соревнованиях. В мировом рейтинге 600 университетов, и мы, дай бог, в предпоследней сотне будем. Этапы Formula Student проходят в разных странах: в Германии, Чехии, Польше, Австрии и Австралии, Венгрии. Говорят, результат хороший, но я лично не удовлетворен, можно было подняться выше. Многие команды ездят с одного этапа на другой, если есть бюджет. У нас бюджет не такой большой, и то в последний момент помогла «Северсталь».

— Какие дальнейшие планы?

— Студентов зацепили эти соревнования. А в особенности пилота, моего аспиранта. И он собирает новую команду, которая будет заниматься электрическим болидом. Он считает, что возможности атмосферных двигателей исчерпаны и ставит задачу собрать электрический болид к следующему году. В соревнованиях есть такой класс. Из России в этом классе тоже есть претендент, но он пока не очень успешно выступает. Это команда МАДИ — Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет.

Болид студентов ЧГУ

— Какие преимущества у электродвигателя?

— Ураганная динамика. Если атмосферник разгоняется до сотни за четыре секунды, то этот может за две и даже за полторы.

— За счет чего?

— Нет проблемы с перегревом двигателя, его капризами. На соревнованиях ведь специально ставятся ограничители на впускную систему, которые «душат» двигатель. Задача организаторов — создать для студентов ещё одну инженерную проблему, которую разные команды решают по-разному. Наша задача — сохранить работоспособность двигателя при таких ограничениях во всем диапазоне оборотов, в том числе на холостом ходу. Нам эту задачу, к сожалению, до конца решить не удалось. Проблема — отсутствие стенда для испытаний и настройки двигателя.

— Удачи вам с электрокаром.

— Это что! В планах выступить в классе для беспилотников. И в этом плане опять хороши автомобили на электрической тяге. Наш партнер — компания «Новая эра» — делает беспилотники, а мой аспирант, который собирает новую команду, там и работает. Конечно, беспилотный электрокар — это не близкая перспектива. Для этого нужно года три-четыре. Однако электрический болид можно сделать и за год, тем более, что база у нас для этого хорошая.


Семен Мануйлов