Новый мэр Череповца Вадим Германов приступил к формированию своей команды и разработке новой стратегии развития Череповца до 2025 года. О подходах к управлению, отношению к критике со стороны горожан, уборке снега и планах по улучшению жизни Череповца Вадим Германов рассказал cherinfo в своем первом интервью на новой должности.

— Вадим Евгеньевич, расскажите подробнее о программе развития города, которую вы представляли конкурсной комиссии под председательством губернатора. Многих зацепила фраза про особую муниципальную культуру, которую вы намерены сформировать. Что это за культура и какие шаги вы предпримите для ее создания?

— В нашем городе уже есть стратегия развития до 2022 года, там оговорены вопросы демографии, развития территории и экономики. На нее и будем ориентироваться. Но ситуация меняется, и нужно обновление существующей стратегии.

Мы начали строительство второго моста через Шексну, и нам срочно нужно начинать проектирование и строительство следующей части Шекснинского проспекта, чтобы из Зашекснинского района можно было быстро попасть на Южное шоссе, ведь впереди капитальный ремонт Октябрьского моста с серьезными ограничениями в движении транспорта. А в какой последовательности строить следующие улицы?

Мы хотим от точечной застройки, когда кроме новых домов и маленьких придомовых парковок в строящихся микрорайонах практически ничего нет, перейти к комплексной застройке новых микрорайонов — с детскими садами и школами, пешеходными дорожками и спортплощадками, парками и скверами, освещением. Впервые заговорили про «экологические» кварталы, где планируем сохранять участки с уже растущими деревьями.

Про муниципальную культуру. Если почитать мнения жителей, то люди говорят, что если и обращаются в администрацию с просьбой, то в большинстве случаев получают просто отписку: обращение будет рассмотрено, денег нет, в планах нет, подождите несколько лет. Не сказал бы, что это правильные ответы. Не нужно забывать, что мэрия для горожан, а не горожане для мэрии.

Мы хотим перейти к комплексной застройке новых микрорайонов — с детсадами и школами, пешеходными дорожками и спортплощадками, парками и скверами, освещением.

Сейчас много интересных программ, федеральных и региональных, со своими бюджетами, есть возможность развивать такие же городские программы.

Депутат Анна Леонова на последнем заседании Гордумы предложила заняться ливневками во дворах: дворы ремонтируем, а новые ливневки не строим. В дождь там всё топит. Вопрос не такой уж и сложный, а сколько проблем решилось бы! Много вопросов и претензий по освещению улиц, отсутствию светофоров на проблемных перекрестках. Много жалоб по работе транспорта. Череповчане жалуются, что интервал автобуса 14 минут, а ждать приходится по полчаса. Большая и серьезная проблема с городской автоколонной № 1456: не хватает водителей, кондукторов. Сейчас оперативно с этим разбираемся.

В моем понимании должна быть и правильная культура обращения с проблемами граждан, и конкретные программы по устранению этих проблем, со сроками.

Это наша задача.

— Вас не смущает необходимость решать сотни тактических задач и при этом думать о стратегии?

— Нет, не смущает. Работа на «Северстали» учит смотреть стратегически. Там тоже есть «великие» стройки, повседневная работа огромных производств и амбициозные планы развития. Опыт такой работы у меня есть. А тактические задачи будут всегда. Вчера дождь, сегодня все замерзло, завтра выпадет снег. Город должен быть готов к этим вызовам. Есть много помощников, чтобы решать эти задачи.

— Что из опыта работы на «Северстали» вы считаете наиболее применимым на муниципальной службе? Какой опыт, наоборот, может вам здесь помешать?

— Помешать — это вряд ли. Из позитивного опыта — в первую очередь командная работа. Если делать всё в одиночку, то ничего не успеешь, и ничего не получится. Главное, чтобы рядом были профессионалы, которые готовы принимать быстрые и правильные решения. Не все сегодня в мэрии к этому готовы. Второе — культура доверия, ответственности за свое дело и открытости.

— Большое количество людей «с завода» во власти вызывает некоторую настороженность жителей. Продолжите привлекать кадры с «Северстали» или будете искать людей «на стороне»?

— Уже понятно, что есть хорошая и сильная команда заместителей мэра, они работают профессионально, стараются решать вопросы быстро. Вскоре несколько профессионалов придут с «Северстали». На усиление. Меня не смущает возможная настороженность череповчан. Вопрос не в том, брать с «Северстали» людей или не брать. Это только вопрос профессионализма. Просто «хороший парень» — это не профессия.

— Впереди зима, а уборка снега в последние годы стала своеобразным показателем дееспособности власти в глазах людей. Успели ли вы ознакомиться с этой проблемой, может, у вас есть план по ее решению? Будете ли возвращаться к схеме уборки города частными предприятиями?

— С нового года частный подрядчик будет убирать не только Северный район, но и Заягорбский. То есть будет два района на подрядчика. За «Спецавтотрансом» остаются Индустриальный и Зашекснинский районы. Надеюсь, в эту зиму ситуация будет лучше. Будем анализировать и контролировать работу «Спецавтотранса». 17 дорожных машин, 32 трактора — уверен, что можно и нужно убирать более качественно. Плюс обязательно нужно замотивировать людей.

— Как вы относитесь к критике со стороны граждан? Вы понимаете, что она неизбежно будет, в том числе в ваш адрес?

— В городе живут люди, и мы должны знать их мнение. При этом проблема в том, что общественное мнение зачастую разное и даже прямо противоположное. Одни считают, что посыпать улицы песком не надо, другие говорят, что надо. Одни спрашивают, почему не поливаем хлоридами, другие ругаются, что развели грязь. Тут уже вопрос к профессионалам, но ориентироваться на мнение горожан мы, конечно, будем. Я каждый день сам читаю обращения жителей, которые поступают через официальный сайт и другими способами. К критике я отношусь по-разному. Если пишут, что упало ограждение на пешеходный переход, и людям небезопасно, то это хорошая критика. Такие граждане нам помогают. Рассказ о том, что на Краснодонцев семь машин «САТа» чистят две полосы — это тоже хорошая критика. Есть что улучшить. А если читаешь, что «пришел там какой-то откуда-то», то, думаю, это пишут люди чем-то просто обиженные. Пользы от этого нет, тратить на это усилия не хочется, нервы — тем более.

— Вы признаете экологическую проблему в Череповце?

— Давайте честно. Город наш — промышленный, и он действительно непростой с точки зрения экологии. Но можно предположить, что было бы с городом, если бы не было наших крупнейших предприятий. Например, в прошлом году «Северсталь» перечислила в бюджет области более 18 миллиардов рублей, «ФосАгро» — более трех миллиардов. Это те деньги, которые позволяют строить мост, новые улицы и проспекты. Посмотрите статистику по другим городам: там средняя зарплата на предприятиях 25−30 тысяч, средняя зарплата на меткомбинате в Череповце — 60 тысяч. Да, у нас не супер с экологией, но и красного неба, которое было в начале «нулевых», больше нет. Рассказы о том, что ночью отключают фильтры, уже несколько устарели, это неправда. У нас очень жесткое законодательство, позиция природоохранной прокуратуры очень серьезная, и акцент на эти вопросы постоянно усиливается. Я знаю позицию Алексея Александровича Мордашова, который сказал, что по уровню выбросов ЧерМК должен через пять лет соответствовать лучшим мировым практикам. Сейчас идет защита инвестиционных программ «Северстали» на будущий год, там очень много экологических мероприятий. Но не стоит забывать, что помимо «Северстали» в Череповце есть много других источников загрязнения воздуха. Прежде всего, как и в любом крупном городе, это автотранспорт. Мы начали переводить автобусы на газ, будем строить Южное шоссе и продолжение Северного шоссе, это позволит массу техники увести из центра. Росгидромет установит новую систему оценки выбросов, она позволит более четко все понимать и контролировать.

Но мы все равно останемся крупнейшим промышленным центром на северо-западе страны.

Да, у нас не супер с экологией, но и красного неба, как в начале «нулевых», больше нет. Рассказы о том, что ночью отключают фильтры, устарели, это неправда.

— Заметили ли вы, что среди горожан созрел спрос на новое качество архитектурной среды?

— Да. Мы раньше об этом не думали, а сегодня открыто говорим, что город должен быть другим. Вот покрасили дом на Шекснинском, напротив новой «Ленты», а горожане уже спрашивают: «Это продолжится?». Мы впервые заговорили о комплексной застройке, чтобы застройщик взял целый квартал и строил там не только дома, но и садик, школу, дворы, парковки и все остальное. Плюс в новых районах очень мало зелени. А должны быть хотя бы небольшие скверики. Надеюсь, в этом начинании с комплексной застройкой нас поддержит Фонд моногородов.

— Ваш личный график после прихода на пост мэра сильно изменился?

— Никак не изменился. В 5.30 встаю, в 6.30 выезжаю на работу, в семь утра — первое совещание. В 19−20 часов заканчиваю, час-два на семью, потом работаю дома с документами. Всё, как было на «Северстали». Отдых по выходным: покататься на снегоходе или катере, погулять по лесу. Там «соединяешься» с природой и отключаешься от всего. Если хочешь много успеть, нужно много работать. Выйдем на пенсию — отдохнем. А сейчас хочется сделать наш город лучше и комфортнее.


Андрей Ненастьев