Режиссер культового фильма «Игла» Рашид Нугманов — один из гостей ежегодного фестиваля «Время колокольчиков» (12+), который 21 апреля пройдет в Ледовом дворце. В интервью cherinfo режиссер рассказал о своей дружбе с Виктором Цоем и Александром Башлачёвым, о съемках «Иглы» и о планах снять фильм с сыном Цоя Александром.

Творческая встреча с Рашидом Нугмановым и актрисой Мариной Смирновой состоится перед фестивалем, 21 апреля в 12 часов в музее Башлачёва на проспекте Строителей, 30. Вход свободный.

— Рашид Мусаевич, Александр Башлачёв участвовал в процессе выбора Марины Смирновой на роль Дины в «Игле». Расскажите, как это было.

— На роль Дины я никак не мог найти актрису. Изначально планировал Руту Сергееву, которая снялась в моем предыдущем фильме «Йя-Хха», но она забеременела. Уговаривал Наташу Разлогову (подруга Виктора Цоя. — cherinfo), но она категорически отказалась. Шел сентябрь 1987-го, до съемок — пара недель. Мы с Цоем уже перебрали десятка три актрис в Алма-Ате и в Москве, ни одна не подошла. Я отчаялся, когда Наташа показала мне фото Марины в тире с пистолетом в руке. Она выглядела, словно Наташина сестренка. Я выехал в Питер, предварительно созвонившись с СашБашем — использовал любую возможность, чтоб повидаться. Встретились на вокзале и прямиком в коммуналку к Марине, говорили о фильме. Марина мне понравилась, но я сразу это недопонял. Когда она вышла на кухню заваривать чай, Саша мне: «Ну вот, ты и нашел свою Дину». Очень уверенно. Он-то сразу это приметил, глаз острый. Мне оставалось только с облегчением согласиться. Попили чаю, попросили Марину быть в Алма-Ате через неделю и пошли гулять по Питеру. Обратный билет в Москву был на следующий день, так что мы всю ночь тусили и в конце концов приземлились у моей знакомой. До утра болтали, вспоминали Алма-Ату, яблочные дни, пели в два голоса Alabama Song — это одна из Сашиных любимых песен в репертуаре The Doors. Потом он проводил меня на поезд, договорились увидеться после съемок «Иглы», обсудить совместный сценарий, который периодически обсуждали втроем с Кинчевым еще с прошлого года. Увы, не довелось. Это оказалась наша последняя встреча. В феврале записывали на «Мосфильме» музыку к фильму, когда пришла страшная весть о его смерти.

— Вы тогда были третьекурсником ВГИКа, как вам доверили снимать полнометражный фильм?

— Была договоренность между ВГИКом и Госкино Казахстана, что студентам мастерской Соловьёва дадут снимать полнометражные дипломы. Я оказался самым шустрым и первым снял, не дожидаясь окончания учебы.

— Известно, что в первоначальном сценарии фильма главный герой в конце погибает. Почему вы изменили концовку?

— Как мы могли с Виктором убить нашего героя? Я подарил ему гордое имя «Моро» и заставил встать с колен, продолжив путь. Смерть в арыке среди сухих листьев от руки наркомана, как было написано в оригинальном сценарии, нас категорически не устраивала.

— Известно, что перед съемками «Иглы» вы поставили три условия. Какие?

— «Игла» уже была в производстве, когда в августе 1987 года руководство «Казахфильма» решило сменить режиссера и пригласило меня, требуя уложиться в оставшиеся сроки и бюджет. Я выдвинул встречные требования. Первое: полностью заменить актерский состав — я сразу заявил, что буду снимать моих друзей, я ручался за результат. Виктор дебютировал за полтора года до того у меня в «Йя-Хха», потом снялся в «Конце каникул» и в «Ассе». Для Пети Мамонова и остальных это был первый опыт в кино, но я ни на секунду в них не сомневался. Второе условие: полная свобода в переделке сценария и импровизация на съемочной площадке. И третье: заменить оператора-постановщика на родного брата, тоже студента третьего курса. Только ему я мог доверить создание той особенной атмосферы фильма, он понимал меня с полуслова.

— Во время съемок Цой написал «Звезду по имени Солнце». Она посвящена фильму?

— Специально для фильма написана, на моей гитаре. И слова, и музыка — все в тему.

— Вы как-то сказали, что в нынешних реалиях Виктор Цой со своей независимостью превратился бы в маргинала…

— Не помню контекст, в котором это было сказано. Здесь вся штука в контексте. Не могу представить Виктора встроенным в пошлую индустрию развлечений пост-перестроечного периода. Наверное, это имел в виду.

— Во время съемок Цой жил у вас дома, вы вместе встречали Новый год… Расскажите о Викторе.

— Это невозможно сделать в рамках интервью, столько вместе прожито. Он целая вселенная — как ее уместить в несколько строк?

— Как изменилась ваша жизнь после оглушительного успеха «Иглы»?

— По большому счету, никак. Стал много ездить по миру, но по-человечески никаких изменений этот успех за собой не повлек. Я устойчив к славе и отношусь к ней с презрением.

— Был ли фильм коммерчески успешен для вас?

— Напрямую с проката и продаж на ТВ и DVD — нет. Фильм был создан еще в советской системе, в которой мне полагалась стандартная режиссерская зарплата на съемочный период, какие-то смешные постановочные и разовая премия по достижении 9,5 миллиона зрителей в кинотеатрах. Эту премию вместе с Виктором проели в каком-то московском ресторане. Но косвенно фильм принес большие по тем временам дивиденды с творческих встреч — меня вдруг стали приглашать в разные города. Я разъезжал по стране без перерыва, выступал в кинотеатрах с предпоказами. С одного вечера получал вдвое больше своей месячной зарплаты. Люди штурмовали кинотеатры, где проходили эти показы. В Свердловске ребята залазили в кинотеатр через вентиляцию.

— Вы говорили, что если бы пришлось снимать «Иглу-2», то первым кадром был тот, где Мамонов оперирует Цоя…

— Ну да, и первой фразой после наркоза: «Ну, как мы себя сегодня чувствуем?»

— После «Иглы» вы планировали продолжать снимать Цоя. Один из проектов — совместный сценарий с вдохновителем «Матрицы» Уильямом Гибсоном, второй — фильм на основе «Семи самураев» Куросавы, где Цой должен был сыграть «хорошего самурая». Почему планам было не суждено осуществиться?

— Вы прекрасно знаете, что случилось 15 августа 90-го года. Виктор погиб.

— Продвигается ли работа над фильмом «Цитадель смерти», где вы планировали снять сына Виктора Цоя Александра?

— Да, была задумка снять «Цитадель» с Александром Цоем в роли Моро. Сценарий был написан вместе с тем самым упомянутым Биллом Гибсоном, которого Александр обожает. Но пока работа зависла, слишком много другой рутины. Там интересный гибридный стиль: смесь «стимпанка» с «киберпанком», отцом которого является Билл.

— 21 год вы ничего не снимали. Чем занимались в это время?

— Был кратковременный опыт работы архитектором, археологом и даже лесником. Работал в американском девелопменте, занимался общественной деятельностью, читал лекции, вел курсы режиссуры и драматургии, основал Национальную академию кинематографических искусств и наук Казахстана, став ее первым президентом. Сейчас пишу несколько сценариев и параллельно фундаментальный труд по собственной системе практической драматургии.

— Почему на афише вашего последнего фильма «Игла-ремикс» написано «Этот фильм не для вас»?

— Этот лозунг придумал Виктор. Он мечтал увидеть его на афишах «Иглы», но тогда это было нереально — в той системе мы вопросы рекламы никак не решали. А вот с «Ремиксом» это стало возможным, и я просто осуществил желание Виктора.

— Вы были другом Башлачёва, расскажите о нем.

— Александр Башлачёв — это еще одна галактика.


Олег Комаров