Череповчанин Игорь Токаев в свободное от работы время мастерит уникальные предметы из кожи и металла — именные зажигалки, ручки, кошельки, аксессуары для курения. Все вещи он делает только под заказ. Почему важно хорошо учиться на уроках труда, как можно заработать своими руками и почему хобби не стоит превращать в основную работу, мастер рассказал cherinfo.

Игорь Токаев

— Игорь, я видел фотографии ваших зажигалок. Выглядят очень круто! Как вы начали их делать?

— Раньше я занимался оборудованием для татуировок. Потом надоело, решил попробовать делать зажигалки. Тем более, что я сам курю. Получается, мастерская у меня уже четыре года, а зажигалки делаю около года. Раньше я работал больше со сталью, а теперь чаще с латунью и медью.

— Для кого вы делали первую зажигалку?

— Первую зажигалку делал для тестя, ко дню его рождения. Она не получилась, обе заготовки сгорели во время пайки, расплавились, а восстановить не получилось. Очень я зол был тогда на себя. Затем я сделал зажигалку для себя, и она работала, хотя, на мой взгляд, была некрасивой. После этого месяца на три я бросил этим заниматься — решил, пока не изучу материальную базу, не посмотрю мастер-классы людей, которые занимаются этим давно, не почитаю, как что обрабатывать, спаивать, работать не буду. Чтобы не нервничать, не переводить материалы. Зато после подготовки у меня получилась неплохая зажигалка, сделанная по типу старых IMCO военных времен.

— Это какой-то особенный тип зажигалки?

— Классическое сочетание кремня, фитиля и колеса для кремня переиграть тяжело. Маневрировать можно в основном за счет емкости для бензина, ее объема, формы или украшения. Именно она придает наполненность композиции, делает зажигалку подарочной или повседневной, легкой женской или увесистой мужской, объемной, с какой можно ходить на охоту или рыбалку, или же маленькой, чтобы не занимала места в кармане.

— Почему выбрали именно форму IMCO?

— Для меня важно было сделать герметичную зажигалку, поэтому от формы типа Zippo я отказался сразу. Она легко открывается, однако расходует много топлива. Свою первую зажигалку, сделанную в октябре, я заправлял всего три-четыре раза. Ей не страшна ни вода, ни снег, ни дождь.

Игорь Токаев и его зажигалки

— Какие материалы используете в работе?

— С конструкцией и материалами приходится импровизировать, но не из-за творческих идей, а из-за того, что у нас сложно найти некоторые материалы. Просто купить цветной металл без заказа, без договоров и доставки очень сложно, приходится перекупать из металлоприемов. Помогает знакомый токарь. Из-за всего этого я стараюсь работать только под заказ, поскольку переводить дорогостоящие материалы на предметы, которые просто будут лежать на складе, я не могу. У каждого свой вкус, так что таким предметам не обязательно найдется покупатель.

— Сколько всего вы сделали зажигалок?

— Всего около десяти. На одну уходит около двух недель. Каждую зажигалку я делаю заново: нет чертежей или заготовок, есть только основные формы — вертикальная, удобно лежащая в руке, круглая, более объемная, позволяющая делать объемные гравировки и интересные рисунки.

— С чего начинаете?

— Корпус начинается с обычной медной трубки. На станке она обрезается под размер, подгоняется. Затем делаются заглушки. Чтобы свести постобработку к минимуму и быстрее перейти к отделке корпуса, я паяю все изнутри. Она выглядит эстетичнее, не утончает корпус, не требует дополнительной полировки. Дальше делается обвес и гравировка. Над гравировкой работаю максимально тщательно. Используя я химическую гравировку (гравировка кислотами, в щелочной среде, в среде хлорного железа).

— Сложно достать в Череповце кислоту?

— Тяжело. Первую азотную кислоту я достал с большим трудом у мужчины, который в 90-х стырил ее с завода. У него осталось буквально полторы рюмки, а мне он ее подарил. Очень она меня выручила! Я разбавил водой и пользовался очень долго. Заказывал слабоконцентрированные кислоты в Москве. Сейчас от кислоты отказываюсь, поскольку цветной металл ее не требует — травится мирными радиолюбительскими химикатами, хлорным железом. В качестве маски я использую фоторезист. Использую его недавно, на опыты потратил две упаковки. Зато теперь выходит интересно и красиво. Со спиртом в Череповце тоже бывают проблемы.

Игорь Токаев и его зажигалки

— Есть в вашей работе какое-то поле для импровизации?

— От импровизации в этом деле не уйти: в начале работы передо мной только груда материала, пожелания заказчика и опыт. Начинаю думать, крутить изображение… Не всегда получается с первого раза: детали ломаются, плавятся, где-то слишком тонко, где-то наоборот… Все выкидываю и начинаю заново.

— С чего все началось, еще до мастерской в гараже?

— Начинал с табуретки, на которой вы сидите. Она стояла дома, на кухне, была моим первым верстаком. Затем все переехало на балкон, где я обустроил себе рабочее место. Помог тесть — предоставил на первое время инструменты.

— Как к увлечению отнеслась супруга?

— Возмущалась по первому времени, потому что в доме был бардак, везде валялась стружка, грязь, табуретку вот прожег. Поначалу денег увлечение не приносило, все делалось хорошо, но дешево, я больше работал над тем, чтобы создать имя, репутацию. Позднее жена пошла на уступки, поддержала. Если мне нужны были деньги на новый проект, я мог использовать семейный бюджет. Сейчас она перестала противиться, поняла, что я увлечен, что сидеть дома просто так не буду.

Первую азотную кислоту я достал с большим трудом у мужчины, который в 90-х стырил ее с завода.

— У вас же есть и другая работа, помимо этого хобби?

— Работаю в охране. Там я сутки, а затем два дня выходных. На отсыпном иду не спать, а сюда, в мастерскую. Вторую половину дня провожу с семьей. Это тяжело, но когда держу готовую зажигалку — отполированную, с патиной, радуюсь, что смог, сделал.

— Сейчас увлечение окупается?

— Ровно настолько, чтобы куда-то съездить, работать и что-нибудь съесть во время работы. Хобби остается хобби: что-то сделал, продал, купил материалов на новое изделие. Цены подскочили очень сильно. Когда я уходил в армию, небольшой токарный станок стоил порядка 50 тысяч, а сейчас все 100. В поиске станков и оборудования пришлось прошерстить весь город. Зато увлечение познакомило меня с множеством очень интересных людей. Они могут в любой момент собраться и поехать поработать в другой город, они путешествуют, отдыхают, а свободное время, как и я, проводят в гаражах с черными руками и периодически черным лицом, в стружке и масле.

Игорь Токаев

— Не думали сделать хобби основной работой, зарабатывать только своими руками?

— Хотелось бы, но боюсь своего характера. Как только достигаю определенного уровня, становится скучно. У меня всегда была постоянная работа, потому что семейная жизнь требует постоянного бюджета. Когда занимался тату, из раза в раз были одни и те же заказы, и стало неинтересно. В работе только ради денег нет творческого развития, только рутина. Поэтому я и занимаюсь сейчас зажигалками — работа индивидуальная, есть творческий поток и удовольствие. Двух одинаковых зажигалок я не делал и не буду! Есть еще и свобода выбора: если клиент просит что-то слишком сложное, а я не успею сделать вовремя и так, чтобы понравилось мне, я не возьмусь за такую работу. Пусть это будет лучше хобби, а рутина останется на обычной работе. Сложную зажигалку можно делать две недели и даже месяц. В направлении «стимпанк» можно делать и по два месяца проект, и это будет шикарная работа ювелирного уровня. Я не ищу клиентов, не занимаюсь саморекламой. Возможно, я боюсь, что заказов будет слишком много, и я не справлюсь. Кого-то нанять, обучить я вряд ли смогу, потому что в силу характера тяжело уживаюсь с людьми. Не получается у меня работать с напарником. Я отношусь к работе свободно. Под нами в этом гараже две с половиной тонны воды, из-за которой все ржавеет, зимой тут очень холодно. Надеваю ватник, топлю печь — и то холодно. После работы я могу оставить беспорядок, и он будет, пока я не закончу очередную зажигалку. Я пытался работать с напарником, но не смог. Мне проще одному.

— Вы же не только зажигалками занимаетесь?

— Работаю с кожей, но это не настолько сильное увлечение. Такая работа не напрягает физически, даже расслабляет. В мастерской приходится работать со станками, а там с нитками, иголками, ножичками… Можно сесть и дома: рядом супруга, ребенок, на экране какой-нибудь фильм — работа в удовольствие. Из кожи я начинал делать чехлы для зажигалок, а в конечном итоге все вылилось в кошельки и зажимы. На коже можно рисовать — это тоже увлекательный процесс. С металлами приходится иногда много часов сидеть над кусочком латуни, и иногда он пропадает из-за нелепой случайности, а с кожей все намного проще.

В работе только ради денег нет творческого развития, только рутина. Поэтому я и занимаюсь сейчас зажигалками — работа индивидуальная, есть творческий поток и удовольствие.

— Есть ли время, когда вы ничем не занимаетесь?

— Нет (смеется). Если не руками, то головой работаю всегда. Бывает, снится то, что хочется сделать. Тогда встаю и делаю наброски, чтобы не забыть. Когда не было ребенка, я брал часовые перерывы между сном, рисовал, потом снова спал, а утром начинал делать. Когда начинаю новый проект, могу вообще ничего не замечать. Задумаюсь, жена что-то спросит, а я могу не ответить и даже не услышать… Приду домой и делаю макет для гравировки на компьютере, перед сном смотрю в телефоне видео, как работают токари, фрезеровщики… Жена, конечно, дуется, но все равно час-полтора смотрю, потому что чувствую, что это нужно.

— Нужны же хоть какие-то перерывы…

— Перерыв — это основная работа, где я должен действовать по инструкции и по закону. Хотя обсуждаем увлечения с коллегами. Они тоже люди увлеченные: кто-то деревом занимается, кто-то машинами. Часто готовое изделие я раньше показываю им, чем клиенту. А первый оценщик — всегда супруга: откручивает колпачки зажигалок, пишет ручками. Затем уже коллеги. А потом скидываю фотографии, отправляю заказ и жду с волнением и трепетом оценки. Один раз был негативный отзыв, и он меня сильно задел. С технической точки зрения зажигалка была сделана хорошо, клиенту отправил фотографии. Он оценил на отлично, а затем сказал, что хотел, чтобы она была блестящая, хотя я искусственно состарил ее по его же желанию. Как сейчас говорят, я выпал в осадок. Меня это сильно задело. Я был не столько оскорблен, сколько раздосадован, потому что один негативный отзыв может сильно испортить репутацию. С тех пор я несколько раз переспрашиваю клиентов, уточняю детали, а потом всегда запрашиваю отзыв. Люди не привыкли писать отзывы, а я должен знать, понравилась зажигалка или нет, буду следить, дошла ли посылка, буду писать сообщения. Один из клиентов заказал тампер (топталка) для трубки. Смотрю — посылка доставлена, а человек молчит, на сообщения не отвечает. Для меня это выглядит как игнор, будто я что-то сделал плохо. А он просто в командировку уехал. Очень приятно, если мои зажигалки нравятся. Однажды я делал зажигалку из гильзы в подарок сотруднику омского ОМОНа. Он охотник, рыболов, но не курит. Мне потом писали, что он постоянно носит зажигалку с собой, периодически достает, любуется, поджигает, а затем убирает обратно в карман. Это приятно! Я когда узнал об этом, целый день ходил с улыбкой до ушей. Работа понравилась, а для мастера это часто даже важнее денег.

— Вы где-то учились всему этому?

— Специально не учился. Базу я получил в школе, хотя и неосознанно. Учиться не любил, за исключением разве что уроков труда. Мой учитель труда в школе № 5, Николай Дмитриевич, — человек с золотыми руками. Если бы не он, я бы не понял, как делать то, чем занимаюсь сейчас. Тогда я мог поспорить, мог быть недоволен его настойчивостью, очередной тройкой или даже двойкой, выговорами за несоблюдение ТБ. Но сейчас я благодарен ему за то, что показал, как работать на станках, как сделать из круглого прутка прямоугольную деталь, как клеймить детали, как работать с деревом.

— Не думали найти другое увлечение?

— Нет. Работа черная, но мне нравится.


Семен Мануйлов